Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен

Как мы часто пользуемся чем-то и не задумываемся о том, что стоит за этим. Как это появилось на свет? Кто создатель? И как это пережило тех, кто стоял у её истоков, и шагало смелым шагом в будущее? А порой такая информация полна интересных исторических фактов и наполняет сознание и отношение к чему-то новыми ощущениями. Так и с декоративной штукатуркой, работая с этим материалом, я часто слышал о том, что данный материал не претерпел сильных изменений спустя тысячелетия и на этом вся история заканчивалась. Получить, что-то большее, поэтому поводу от собеседников составляло достаточную трудность и заканчивалось упоминанием Древнего Рима. И это меня заинтересовало, заставив попытаться узнать как можно больше из всевозможных источников. А сейчас я хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен
 
 

Как ни странно, устоявшееся мнение о Древнем Риме, как о государстве, где произошло зарождение материала – ошибочно, и история сохранила для нас как письменные подтверждения, так и сами образцы работ, которые уходят в более дальние тысячелетия. Кто-то указывает период 5000, кто-то 9000 лет назад, но все соглашаются с тем, что произошло это в Месопотамии (территория Ирака, восточной Сирии, Юго-Восточной Турции, Кувейта, Ирана). Декоративная штукатурка, практически, получила своё развитие одновременно с появление кирпича в строительстве. Так широко используемый в те времена известняк размельчали, нагревали и смешивали с мелом, чтобы сделать штукатурку, которую использовали повсеместно, покрывая ей стены, потолки зданий как снаружи, так и внутри помещений. Конечно, внешний вид первой штукатурки в те времена был очень грубым и далек от возможностей настоящих материалов, но уже тогда штукатурка придавала элемент эстетики помещениям.

Часто в дальнейшем на штукатурку наносили художественные образы и узоры красками. Одно из первых упоминаний в библейском повествовании, когда описывались прикрасы Вавилонского Дворца, у которого стены были покрыты известью. Тем же периодом времени датирован первый рецепт изготовления древней штукатурки, который включал в себя известь, с последующей температурной обработкой и добавлением воды. К сожалению, Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению, что значительно сократило число вещественных подтверждений, но т.к. шумерская народность достаточно быстро расширяла границы Месопотамии и располагала определенными навыками ведения оседлого земледелия, строились и развивались другие селения. В этих поселениях сохранившиеся архитектурные элементы и порой целые постройки с нанесенной штукатуркой подтверждают нам эти факты и своей сохранностью доказывают, что в те времена присутствовало качество достойное уважения - настолько хорошим получался материал, что поверхность сохранила сочность красок, и устойчивость к внешнему воздействию вплоть до настоящего времени.

Такие же подтверждения об использовании штукатурки нас отправляют в древнюю Индию и Китай, где применялся материал на основе гипса, который создавал эффект гладкой поверхности грубым кирпичным стенам. Люди экспериментировали с составом (гипс, известь, глина, песок, вулканическая пыль…), добавляли различные натуральные красители (соки, вино, кровь…), обменивались опытом. И тем самым вдохнули жизнь в декоративную штукатурку, которая пошла через границы, от цивилизации к цивилизации. Например, штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном из городов использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище «Розовый город».

Оштукатуренные 3000 лет назад стены египетских пирамид раствором из извести и гипса до сих пор радуют туристов и не оставляют историков без исследовательской работы. Фараоны, большие поклонники красоты и монументализма, для которых, для достижения великой цели, длительность строительства вообще не имела значения, и главным было качество, высоко оценили возможности декоративной штукатурки.

Но было и главное отличие в целях использования штукатурки в Египте от более ранних периодов в Месопотамии и других странах, где задача в основном стояла в скрытии грубости кирпича и камня при строительстве. Египет изменил назначение этого материала и перевел его в область декора. Уже в ранних гробницах, стены были покрыты известковой и гипсовой штукатуркой с повсеместным сочетанием пигмента, окраски или декорирования.

Вот такой она дошла до Южной Европы и приобрела свою популярность в Греции и Риме. Греки взяли рецепт от Египтян, и заметно улучшили его. Греческий философ, занимавшийся вопросами конкретных наук (перипатетик, последователь Аристотеля) Теофраст (360 до н.э.) точно описал изготовление штукатурки.

Таким образом, мы и добрались до Римской империи, которая использовала все возможности декоративной штукатурки максимально и добавила в этот арсенал одно из основных и красивых покрытий – «венецианская» штукатурка ("stucco veneziano"). Конечно, в те времена данное покрытие имело какое-то другое название и, к сожалению, оно не дошло до нас, а вышеуказанное наименование родилось уже в более поздние времена, о которых чуть позже.

В древнем Риме архитектура и строительство активно использовало мрамор, и он являлся самым распространенным материалом. Благородный камень придавал абсолютно всему величественность и приближенность к богам, что и требовалось для верховных правителей. В процессе обработки камня оставалось достаточно большое количество мраморной пыли и крошки, и в какой-то момент одному из мастеров пришло в голову попробовать добавить её в штукатурку и использовать для выравнивания стен и потолков.

Результат эксперимента был настолько восхитительным, что данный способ моментально разлетелся по всему Риму. Венецианская штукатурка позволяла создавать поверхности идеально гладкими с передачей структуры мрамора, а при использовании её в качестве заполнителя в соединениях камня, после затвердевания материала, придавала всей поверхности эффект целостности конструкции, вызывая ощущение нерукотворности данного творения.

Первое римское упоминание данной декоративной штукатурки, дошедшее до нас, зафиксировано в трудах Марка Витрувия Поллиона. В его трактатах об архитектуре можно найти классический рецепт покрытия (в общих чертах, описание, известковой смеси с добавлением мраморной крошки).

В годы правления Августа, Витрувий прославился созданием теории классической архитектуры, канонизировав ордерную систему ("Триады Витрувия"). Насколько он был популярен в ту эпоху и обладал авторитетностью, говорит нам то, что одна из самых известных графических работ Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек» - это иллюстрация именно к книгам древнего архитектора.

Насколько позволяют нам проследить сохранившиеся архитектурные ценности Древнего Рима место появления, и путь развития этой штукатурки, есть утвердившееся предположение, что всё началось в Помпеи. Останки разрушенного города с его особняками, общественными сооружениями, наполненные яркими фресками и красочными сценами из мифологии, свидетельствуют о том, что строительство уже не мыслило себя без данного эффектного покрытия. При проведении анализа покрытий, было выяснено, что стены зданий того времени штукатурились тремя слоями смеси, состоящей из песка и извести, в дальнейшем, с нанесением мраморного состава, что и придавало максимальный эффект гладкой и эффектной поверхности. В тот период произошло понимание того, что данный состав в использовании менее трудоемок и дешевле, чем использование натурального камня, кроме этого, значительно облегчает вес архитектурных конструкций.

К сожалению, с затуханием самой римской империи произошел спад в развитии и использования декоративной штукатурки, это обусловлено тем, что на смену Древнего Рима не пришла иная государственность, которая могла бы посоревноваться с ней в величии и помпезности. Также было упущено из виду такое преимущество декоративной штукатурки как практичность и долговечность, которую если бы оценили в своё время по достоинству, смогло бы спасти её от векового забвения.

Последующее упоминание использования данного материала зафиксировано уже только в записях датируемых 1473 годом и являющихся документом о строительстве на одном из островов Венеции. Там достаточно подробно идет речь о подготовке стен с использованием особого известнякового состава, содержащего в себе каменную крошку.

Этот век и последующий был ознаменован в искусстве и архитектуре эпохой Ренессанса, которая неотъемлемым элементом и материалом, для подчеркивания своих творений, считала изысканно обработанный камень. Таким образом, в историю вошло использование «истрийского» камня, как отделочного материала, который в дальнейшем был заменен на специальный раствор. И это уже было первым признаком оценки штукатурки не только как декора, но и её преимуществ с точки зрения практичности, что было не маловажным фактором для района Венеции, где присутствовало постоянное воздействие воды, как на фундамент, так и повышенная влажность на всё окружающее. В результате использования декоративной штукатурки происходило облегчение всего сооружения, что снижало нагрузку на фундамент, в столь сложных условиях для строительства, а также материал позволял стенам «дышать», что очень важно при повышенной влажности и повсеместном процветании плесени. Венецианская штукатурка обрела возрождение и, усовершенствованные технологии римлян итальянскими профессионалами, стали использоваться значительно чаще в отделке помещений. С этого момента история декоративной штукатурки стала неотъемлемой частью историй изобразительного искусства и архитектуры. Многие великие классики прошлых веков не мыслили своих творений без этого материала. Рафаэль употреблял венецианскую штукатурку при росписи стен и потолков. В замке французского короля Фонтенбло нас восхищают всемирно известные фрески Россо Флорентино и Франческо Приматиче, что можно сказать и о работах Джорджио Вазари и Джулио Романо в храмах и замках Неаполя, Рима и Флоренции, которые были выполнены с использованием венецианской штукатурки.

Одним из самых влиятельных европейских архитекторов в ту эпоху являлся Андреа Палладио – родоначальник одноименного Палладианского стиля и классицизма в архитектуре с использованием декоративной штукатурки. Его творения заслужили большое уважение среди ценителей, архитектура, совмещающая в себе классические линии эпохи Возрождения, интерьерного планирования, которое не только радует глаз, но и позволяет за счет штукатурки избегать активного воздействия плесени в условиях венецианской влажности.

Самыми известными его работами являются виллы в окрестностях Виченцы и Венеции, в Италии, но и другие, среди которых три великолепных Собора в Венеции: Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе и Санта-Мария делла Салюте.

Палладио, в своё время, посещал Рим с целью изучения архитектурной истории, штудируя с особой тщательностью труды Римского архитектора Витрувия.

И в 1570 году он опубликовал труд под названием “Четыре книги об архитектуре”, что и по сей день считается величайшим вкладом современной архитектурной литературы.

А в 70-е годы 20-го века, благодаря архитектору Карлу Скарпу, самому активному пользователю декоративных покрытий в те времена, популярность декоративной штукатурки достигла своего пика, и практически весь мир узнал о чудесных качествах венецианской штукатурки.

Вот, практически, и вся история, дошедшая до наших времен материала, который скрывается в банках под различными наименованиями и расцветает, преображая помещения при его нанесении мастерами.

Директор Wall Decor Studio

Яндекс.Метрика